Заметки
от логопеда
Задумайтесь
Нет смысла идти к логопеду на консультацию, если Вы ведёте «Дневник развития речи малыша», анализируете так называемые «маячки», и объективно оцениваете, что ребёнок в полноценном развитии.
Если слишком много «маячков» не совпадают, задумайтесь. Читайте правильно: ЗАДУМАЙТЕСЬ, но НЕ ПАНИКУЙТЕ.
Итак, что же мы наблюдаем на третьем году жизни:
- малыш рассматривает картинки, в том числе и самостоятельно, без просьб и предложений со стороны взрослого;
- малыш слушает сказку, и этот временной отрезок увеличивается до 5-10 минут,
- малыш понимает значение «большой-маленький»,
У ребёнка появляется стремление к словотворчеству — изобретение новых слов!!! Цените эти мгновения, записывайте эти «перлы», поощряйте к говорению, не пытайтесь исправлять (сами произносите слово правильно ПАРАШЮТИКИ, и его ПАШАТЮТИКИ со временем «исчезнут». Это единственный период, когда словотворчество приветствуется. В 5 лет — это уже нарушение речи!
К трем годам возникает:
- потребность в самостоятельности;
- развивается самооценка.
Всё это находит воплощение и отражение в речевом развитии и речевом поведении, в выборе лексических и эмоциональных выразительных средств.
- ребенок начинает говорить о себе В ПЕРВОМ ЛИЦЕ;
- активный словарь ребенка = 1500 слов (не стоит сидеть с карандашом и считать все слова, однако, пусть эта цифра будет неким «маячком» для Вас: к примеру, 5 слов в три года — это точно «не говорящий ребёнок»);
- малыш начинает использовать развернутые предложения;
- совершенствуется грамматическая система языка;
- к трем годам ребенок использует все части речи и строит полные развернутые грамматически оформленные предложения;
- речь помогает в организации действий;
- значения слов приобретают предметную отнесенность, происходит систематизация по группам (гриб-лес);
- малыш усваивает слова-понятия: одежда, посуда, мебель в пассивной речи.
Все это готовит почву для МОНОЛОГИЧЕСКОЙ речи, развивается связное высказывание:
- Появляются словообразовательные модели — раньше всего уменьшительно-ласкательные суффиксы (Машенька, Петенька);
- Этап использования системы окончаний и этап усвоения служебных слов.
- Появляются формы прошедшего времени.
- К трем годам ребёнок вводит в речь предлоги: на, в, под, за.
Что ещё необходимо знать о том, как развивается речь:
Связная речь только начинает формироваться:
— Сначала ребенок строит короткие простые предложения,
— но затем начинает использовать и сложные предложения;
- К концу третьего года ребенок овладевает ситуативной связной речью, то есть может рассказать о том, что видел, что узнал, что он хочет;
- После двух лет ребенок способен воспринимать простые сказки, рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию;
- Любят слушать одни и те же сказки, стихи;
- После многократного прослушивания запоминают наизусть тексты и как бы читают их по книге.
- В три года ребенок способен отгадывать простые загадки.
Звукопроизношение улучшается:
— некоторые дети к концу третьего года начинают произносить все звуки чисто,
— у большинства могут отсутствовать шипящие Ш Ж Щ Ч, которые заменяются свистящими и звуком Т,
— могут отсутствовать (совсем опускаются) звуки Л Р РЬ, или заменяется или ЛЬ или Й;
— нормой для детей 2,5 лет будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков Т Д Н К Г Х В Ф С З.
Если же к трем годам ребенок не имеет в речи твердых звуков Т Д Н С З, можно говорить о некоторой задержке его звукопроизношения.
Помним, что дети с большим запасом слов чаще упражняются в звукопроизношении и речь становится чище, так как совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слухи в результате таких самостоятельных тренировок — речь становится чистой.
Особенностью звукопроизношения в этот период — большое количество смешений.
Примерные сроки автоматизации звуков:
Т=20 дней,
ЛЬ=1 месяц,
Н=1 месяц и 8 дней,
В=2 месяца и 24 дня,
Л=2 месяца и 1 день,
С=1 месяц и 22 дня,
З=1 месяц и 24 дня,
Р=2 месяца и 11 дней,
Ш=1 месяц и 18 дней,
Ж=2 месяца и 7 дней,
Щ=15 дней,
Ч = 2 месяца и 4 дня,
Ц=2 месяца и 4 дня.
Конечно же, это условные сроки введения звуков в речь, для каждого ребёнка — индивидуальная программа. Однако, существенное (!) отклонение — есть повод задуматься.
Что ещё важного происходит в третий год жизни ребёнка:
Появляется интерес к звуковой форме слова, «рифмотворчество»:
- это и бесконечное повторение одного и того же слова,
- и непрерывное манипулирование словом путем его изменения,
- составление бессмысленных рифм и ритмов.
Это мощное средство усвоения звуковой материальной формы слов, развитие фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата. Ребенок — сам себя тренирует!!!
- Голосовой аппарат еще не окреп, ребёнку трудно говорить шепотом, трудно произвольно менять силу голоса.
- Речевое дыхание характеризуется укороченным слабым выдохом (1,5-2 сек).
Без полноценного фонематического слуха, то есть способностью различать все фонемы языка, ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.
Ребенок к концу второго года жизни слышит в чужой речи все фонемы русского языка, начинает замечать ошибки в произношении слов, но в собственной речи он ошибок ещё не замечает.
К концу третьего года важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного звукопроизношения.
Только тогда ребенок в состоянии овладеть нормальным произношением звуков.
Всего ребенок проходит 5 этапов по овладению полноценным фонематическим восприятием:
- Полностью отсутствует дифференциация звуков; отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи;
- Возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких. Ребенок на этой стадии слышит звуки иначе, чем мы. Произношение неправильное и искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, которые он сам произносит.
- Решающие изменения: ребенок начинает слышать звуки языка в соответствии с фонематическими признаками. Узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.
- Новые образы звуков — активная речь достигает почти полной правильности.
- Завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. Перестает узнавать неправильно произносимые слова. Формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Первые три этапа — раннее детство до 3-х лет, в дошкольном возрасте — последние два.
Завершая разговор про третий год жизни ребёнка, предлагаю проанализировать развитие Вашего ребёнка и обратить особое внимание на пункты, которые могут стать основанием для БЕСПОКОЙСТВА:
- Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Остановка может быть при нормальном развитии, но не дольше полугода после появления первых трех-пяти слов: при появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова, или искажает его, использует аморфные слова (дека — вместо девочка, пику-вместо купи, пэха — вместо хлеб).
- Ребенок не строит из накопленных слов предложений.
- В речи не появляются глаголы.
- Ребенок строит предложения, но использует грубое грамматическое оформление («Аня хочет нет» — вместо «Я не хочу»).
- Не говорит о себе в первом лице (отсутствие местоимения Я).
- Во время речи кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
- Малыш не понимает простые сюжетные картинки.
Если из 7 «опасных» пунктов у ребёнка Вы не наблюдаете 1, максимум 2, то не стоит «бежать» к логопеду на следующий день после Дня Рождения, но если малышу исполнилось три года, и хотя бы половина пунктов «не работают», ищите Вашего специалиста, которому будете доверять и работать в тандеме.