Заметки
от логопеда
Обратите внимание!
Если взрослые не поддерживают обращений ребёнка, то заглушается сама потребность в общении, задерживается развитие активной речи.
- В возрасте 1,5-1,6 года появляются первые простые предложения, состоящие из 2-3 слов.
- Большинство фраз — в утвердительной форме.
- Появляются аморфные слова, из одного слога («ба» — собака, «ко» — молоко, «пу» — капуста).
- Много звукоподражаний (би-би, ав-ав).
Ребёнок часто одним словом называет разные вещи, которые имеют общий признак (кыль-кыль — нож, карандаш, меч, все колючее; апа — все что надевают на голову; ффуу — спичку, печку, примус, электрическую лампочку).
!!! По мере развития расплывчатое значение уходит, ребёнок учится различать предметы и в активном словаре появляются новые слова.
Первые слова несут не только номинативную функцию — называть, но и обозначают действия, которые надо производить с этими предметами (би-би — не просто машинка, но с требовательной интонацией будет обозначать «дай машинку!»). Такие слова-предложения будут в речи примерно до возраста 1 год 8 месяцев.
После 1,8-1,10 года начинается этап фразовой речи — этап предложений из нескольких слов-корней. Однако, важно помнить, что:
- слова в таких предложениях не связаны грамматический;
- глаголы часто являются звукоподражаниями (бай-бай, бух, куп-куп);
- много глаголов повелительного наклонения (дай, неси). Вот как может выглядит речь ребенка: «ляля бух», «папа ам», «кука бай-бай».
В возрасте 1,10-2 года происходит возникновение первых форм слова:
- фраза начинает оформляться грамматически, в соответствии с некоторыми законами языка;
- уходим от способа простого приставления слов друг к другу;
- первые формы: существительные единственного/множественного числа с окончаниями («толь-толи» стол-столы); винительного падежа с окончанием («дать куку» — куклу), предложного падежа с обозначением места и окончанием, но без предлога («толе» — на столе);
- наиболее распространенными формами глаголов являются повелительное наклонение («дай», «возьми») и 3 лицо ед. ч. наст. времени («тоить» — стоит);
- появляются первые прилагательные «белиль», «чёняня»;
- в это время фраза состоит уже из 3-4 слов, она имеет некоторое грамматическое оформление, так как дети умеют согласовывать существительные с глаголом «Катя сидить», а также правильно употреблять винительный падеж в качестве прямого дополнения («дядя ыбку овить» — дядя рыбку ловит);
- себя дети называют в третьем лице, хотя некоторые уже начинают говорить «Я».
А теперь про звуки второго года жизни.
Артикуляционный аппарат еще не совершенен. Многие звуки заменяются близкими по артикуляции, более легкими в произнесении, причем большинство из них русскому языку не соответствуют, и со временем утрачиваются.
!!! Надо сказать, что практически все звуки проходят через систему заменителей, соответственно, этот этап неправильного звукопроизношения свойственен всем детям в определенное время (косноязычие).
- К полутора годам ребенок четко произносит А И О К Э Б П М Й К Г. Отсутствует Ы.
- Последовательность усвоения звуков подчиняется общим правилам и в норме, чаще всего, мало исключений.
- Свистящие звуки усваиваются в произношении лишь после появления язычно-зубных смычных Т, ТЬ. На основе свистящих усваиваются шипящие согласные.
- Твердые Б П М В Ф появляются раньше парных мягких, а твердые Т Д Н Л — после парных мягких.
- В течение второго года жизни в речи детей появляется в правильном произнесении примерно половина звуков русского языка.
В два года в речи детей преобладают мягкие звуки, они произносятся на своих местах и служат заменителями твердых согласных звуков:
С вместо С Ш Щ (сяньки, сяпка, ясик);
ЗЬ вместо З Ж (зяйка, зюк);
ТЬ вместо Т Ц Ч (тяпки, тяй, палеть);
ЛЬ Й вместо Л Р РЬ (люк, юк, ляк, як, лепка, епка).
- Возрастной нормой является также пропуск сонорных звуков: «ыба», «пахая», «тамвай».
- Из твердых звуков начинают произносить В Ф Х, а некоторые и Т Д Н.
- Произношение даже имеющихся в речи звуков пока неустойчивое, одно и то же слово может говорить по-разному, заменяя трудный звук то одним, то другим заменителем или правильно употребляя звук.
Основания для БЕСПОКОЙСТВА
Обращаться к логопеду (дефектологу) нужно, если:
- дети не понимают обозначаемых на простых сюжетных картинках действия и предметы;
- дети не выполняют просьбу взрослого, состоящую из двух частей;
- дети не понимают значение пространственных предлогов (положи НА стол, сядь НА диван);
- дети не понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой/разный/на нашей кухне/в ресторане стул — это стул);
- дети не задают вопросы «КАК ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ?» «ЧТО ЭТО?» после 1,5 лет;
- нет к 1,5 годам в активном словаре 50 слов;
- нет к 2-м годам 200-400 слов;
- ребёнок не пользуется фразой из 2-3 слов;
- ребёнок не согласует глаголы 3 лица ед. числа
- (Он моет, она берёт, оно горит);
- у ребёнка нет первого лица глаголов (я мою, я беру, я несу);
- и местоимения Я.
Не стоит впадать в крайности, если ребёнок только лишь не согласовывает окончания у глаголов — в этом случае не надо записываться на консультацию к логопеду.
Но! Если большинство (или каждый) из пунктов ребёнку объективно не доступны, то задумайтесь серьезно.
И последнее. Крик души: если Вам кто-то из специалистов говорит «Ждите трёх лет, само „проснётся“», то просто этот «специалист» не знает, что делать с таким развитием «событий». Найдите другого специалиста.