Заметки
от логопеда
Ведь именно в этот период:
- Родители должны говорить с ребенком обо всем! Ведь Ребенок запоминает мамину речь.
- Ребёнок использует экспрессивно-мимические средства.
- Интенсивно развивается головной мозг, физический слух, органы речи, зрительное восприятие.
- Ведущая роль в усвоении речи — это слух! Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не сможет.
Предлагаю рассмотреть первый год жизни по месяцам
Итак, первый месяц:
- улучшается слух, зрение,
- ребенок учится следить за погремушкой,
- мама больше поёт колыбельные,
- ребенок радуется приближению мамы,
- ребенок подолгу смотрит на лицо взрослого, повторяет мимические движения (открывает рот, высовывает язык, шевелит губами) — именно эта способность малыша к подражанию учит его имитировать движения губ и языка при произнесении звуков речи.
Изучаем причину плача! Изучаем характер плача (громкий, напористый, высокий). Все это показатели того, как развивается речь.
Второй месяц:
- С 1,5 месяцев — появляется гуление, ребенок произносит гласные звуки, которых иногда нет в речи у взрослых.
- Затем эти звуки утратятся, преобразуясь в полноценные звуки.
- Длительность зрительного сосредоточения — возрастает, самостоятельный поворот глаз в сторону предметов, на звук.
- Однако, это надо в том числе и воспитывать.
- Обязательно играем с погремушкой, которую держим на расстоянии 25-30 см от глаз.
- И самое главное, всё что мы делаем (купаем, кормим, переодеваем, играем) — все комментируем!
- Делаем акценты на глаголы.
- Разговаривая с ребенком, малыш должен видеть ваше лицо.
- Вкладываем игрушку в руки, поочередно в обе и наблюдаем, какой держит увереннее.
- И конечно же, обнимаем ребёнка. Много, нежно, крепко!
Третий месяц:
- В гулении появляются согласные звуки «ггг, бу, ви...»;
- В ответ на поощрение, гуление только усиливается.
- Это ваш первый диалог: на вашу улыбку — улыбка ребенка; на ваши звуки — звуки ребенка!
- Ребенок реагирует на звуки, на голос мамы — ребенок начинает глазами искать маму, упала игрушка — ищет глазами игрушку.
- Ребенок умеет следить за движущими предметами на расстоянии 4-7 метров.
- Ребёнок проявляет интерес к музыке: включаем классику, красивую, спокойную, ставим источник звука не близко к кроватке, но и не далеко (Моцарт, Вивальди, Чайковский, Штраус).
- Можно записать голос папы, который много работает, и включать его ребенку, когда мама готовит еду.
- Играем с зеркалом!
- Играем в «ку-ку»!
Если малыш в три месяца не гулит, не улыбается, не держит головку, не следит за источником звука — об этом должен знать Ваш педиатр. Если он говорит «всё хорошо, ждите», поменяйте педиатра.
Четыре-шесть месяцев:
- Гуление преобразуется в «свирель» (аль-ле-е-лы-агы-аы) — произнесение цепочки звуков каскадом.
- Они будут продолжительными, если к этому будут побуждать взрослые, разговаривая с малышом.
- Лепет насыщается оттенками и характером в зависимости от того, что ребенок делает.
- Ребенок длительно удерживает предметы взглядом.
- Ребенок различает желтый и синий цвета.
- Помним это, при выборе игрушек.
- Показываем ребёнку на картинках или в природе животных и подражаем голосом их звуки.
- Обязательно — картинка+звук.
- Показываем ребенку его части тела и называем.
- К 6-ти месяцам малыш хорошо определяет звук в пространстве, его направление.
- Это период активного развития «руки» как органа действия и органа познания.
- Сам берет игрушки, удерживает, перекладывает из руки в руку.
На 5-6 месяцах ребенок начинает показывать на маму, появляется реакция оживления — улыбка, гуление. Постороннее лицо может вызвать отрицательные эмоции.
Помним, чтобы ребенок Вас «признал», мало, чтобы он видел Вас один раз в месяц.
Обращаемся к ребенку «Ванечка, Анечка», а не «зайчик, цветочек». Или к уменьшительно-ласкательному «солнышку» добавляем его имя, например, Даниил.
Помогаем ребенку тянуть игрушки (сушки, баранки) в рот — обучение самостоятельного приема пищи.
Я со своим сыном ставила эксперимент — с 4-го месяца жизни я читала Ежедневно (!) одно и то же произведение «Вот какой Рассеяный....» Через две-три недели ребёнок «помогал» мне мимикой, интонацией, лепетом заканчивать предложения.
Основания ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:
- Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону говорящего.
- Немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтения перед криком.
- Однообразное гуление.
- Отсутствие смеха.
- Не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
Семь-восемь месяцев:
- Возникновение подражания!!!
- Играем в «ладушки»,
- Нанизывание «колец на стержень».
- Подражание голосу взрослого.
- Лепет — как основа, но добавляются отдельные слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «да-да-да».
- Слышны четкие звуки.
- Из гласных чаще других используется «а» в сочетании с П, Б, М, Д, Т, К.
- Ребенок активно повторяет слоги.
Период лепета важен — малыш подолгу упражняет свой артикуляционный аппарат, и тренирует одновременно физический и фонематический слух.
Интонации — удовольствия и неудовольствия.
Глаза ребенка следуют за глазами взрослого — рассматривайте вместе картинки, предметы и комментируйте все-все! Он не понимает? Он все прекрасно понимает!!!
Малыш начинает понимать жесты окружающих людей.
Развивается начальное ситуационное восприятие обращенной речи:
— находит глазами называемых членов семьи,
— отчетливо реагирует на чужих людей.
Это период активного интереса!!
- Закладывается имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация.
- С развитием словесной речи эти компоненты будут подчиняться слову, фразе.
- Развивается самолепет.
- Возникают эмоциональные реакции, соответствующие жестам и мимике взрослого.
- Ребенок начинает выполнять простейшие словесные инструкции.
Девять-десять месяцев:
- Это период модулирования лепета —- ребенок способен по подражанию говорить цепочки повторяющихся слогов.
- Важно сейчас поощрять ребенка к лепету, он копирует Вас;
- Развивается активное понимание — опора в этом — зрительное восприятие.
- Ребёнок лучше ориентируется на предмет, когда слово сочетается с предметом.
- Общение строится при помощи речи!
- Ребенок начинает выполнять простейшие словесные инструкции, дополненные жестами.
- Интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать со взрослыми, активно используя игрушки.
Основания ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:
- Отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета).
- Невыполнение простых словесных команд.
- Отсутствие подражательных игровых действий.
Надеюсь, Вы ведёте дневник, в котором фиксируете развитие речи Вашего малыша?
Одиннадцать-двенадцать месяцев:
Завершается самый большой год работы головного мозга. И вот что уже умеют малыши:
- Понимают обращенную к ним речь,
- Могут выполнять простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами,
- Ребёнок понимает и играет в «ладушки», «сорока», машет «пока-пока».
- В это время ребенок овладевает элементарными социально-бытовыми навыками: просится на горшок, поддерживает кружку, ложку,
- В активной речи малыша появляются первые слова, от 2-3 до 15-20 («бух» — это слово).
- Есть дети, которые не имеют слов, но демонстрируют активное понимание.
Что же такое первые слова?
- Это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» (каша), «пу» (капуста).
- Это простые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов «мама, папа, баба».
Основания ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:
- Ребенок не реагирует на свое имя.
- Отсутствуют лепетные слова.
Если у Вас есть поводы для беспокойства, не нужно читать «форумы», где кто-то кого-то успокаивает, что где-то когда-то тоже подобное было. Если ребёнок не реагирует на имя — это повод записаться к логопеду/неврологу на консультацию. Если лепет так и не открылся — это повод записаться к логопеду/неврологу. Логопеда или невролога выбрать — решать Вам. Но к специалисту точно надо. Мозгу малыша можно помочь при условии, что не упущено время.