Первый год жизни ребёнка

Принято, что за помощью к логопеду родители с детьми обращаются после 2,5 лет (если малыш молчит).

Или после 4-х лет (если есть проблемы с чистотой звукопроизношения).

Однако, рекомендую наблюдать за тем, как развивается речь с первых дней жизни, и сразу же погружать ребёнка в речевую среду.

Надеюсь быть полезной!

Ведь именно в этот период:

  • Родители должны говорить с ребенком обо всем! Ведь Ребенок запоминает мамину речь.
  • Ребёнок использует экспрессивно-мимические средства.
  • Интенсивно развивается головной мозг, физический слух, органы речи, зрительное восприятие.
  • Ведущая роль в усвоении речи — это слух! Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не сможет.

Предлагаю рассмотреть первый год жизни по месяцам

Итак, первый месяц:

  • улучшается слух, зрение,
  • ребенок учится следить за погремушкой,
  • мама больше поёт колыбельные,
  • ребенок радуется приближению мамы,
  • ребенок подолгу смотрит на лицо взрослого, повторяет мимические движения (открывает рот, высовывает язык, шевелит губами) — именно эта способность малыша к подражанию учит его имитировать движения губ и языка при произнесении звуков речи.

Изучаем причину плача! Изучаем характер плача (громкий, напористый, высокий). Все это показатели того, как развивается речь.

Второй месяц:

  • С 1,5 месяцев — появляется гуление, ребенок произносит гласные звуки, которых иногда нет в речи у взрослых.
  • Затем эти звуки утратятся, преобразуясь в полноценные звуки.
  • Длительность зрительного сосредоточения — возрастает, самостоятельный поворот глаз в сторону предметов, на звук.
  • Однако, это надо в том числе и воспитывать.
  • Обязательно играем с погремушкой, которую держим на расстоянии 25-30 см от глаз.
  • И самое главное, всё что мы делаем (купаем, кормим, переодеваем, играем) — все комментируем!
  • Делаем акценты на глаголы.
  • Разговаривая с ребенком, малыш должен видеть ваше лицо.
  • Вкладываем игрушку в руки, поочередно в обе и наблюдаем, какой держит увереннее.
  • И конечно же, обнимаем ребёнка. Много, нежно, крепко!

Третий месяц:

  • В гулении появляются согласные звуки «ггг, бу, ви...»;
  • В ответ на поощрение, гуление только усиливается.
  • Это ваш первый диалог: на вашу улыбку — улыбка ребенка; на ваши звуки — звуки ребенка!
  • Ребенок реагирует на звуки, на голос мамы — ребенок начинает глазами искать маму, упала игрушка — ищет глазами игрушку.
  • Ребенок умеет следить за движущими предметами на расстоянии 4-7 метров.
  • Ребёнок проявляет интерес к музыке: включаем классику, красивую, спокойную, ставим источник звука не близко к кроватке, но и не далеко (Моцарт, Вивальди, Чайковский, Штраус).
  • Можно записать голос папы, который много работает, и включать его ребенку, когда мама готовит еду.
  • Играем с зеркалом!
  • Играем в «ку-ку»!

Если малыш в три месяца не гулит, не улыбается, не держит головку, не следит за источником звука — об этом должен знать Ваш педиатр. Если он говорит «всё хорошо, ждите», поменяйте педиатра.

Четыре-шесть месяцев:

  • Гуление преобразуется в «свирель» (аль-ле-е-лы-агы-аы) — произнесение цепочки звуков каскадом.
  • Они будут продолжительными, если к этому будут побуждать взрослые, разговаривая с малышом.
  • Лепет насыщается оттенками и характером в зависимости от того, что ребенок делает.
  • Ребенок длительно удерживает предметы взглядом.
  • Ребенок различает желтый и синий цвета.
  • Помним это, при выборе игрушек.
  • Показываем ребёнку на картинках или в природе животных и подражаем голосом их звуки.
  • Обязательно — картинка+звук.
  • Показываем ребенку его части тела и называем.
  • К 6-ти месяцам малыш хорошо определяет звук в пространстве, его направление.
  • Это период активного развития «руки» как органа действия и органа познания.
  • Сам берет игрушки, удерживает, перекладывает из руки в руку.

На 5-6 месяцах ребенок начинает показывать на маму, появляется реакция оживления — улыбка, гуление. Постороннее лицо может вызвать отрицательные эмоции.
Помним, чтобы ребенок Вас «признал», мало, чтобы он видел Вас один раз в месяц.

Обращаемся к ребенку «Ванечка, Анечка», а не «зайчик, цветочек». Или к уменьшительно-ласкательному «солнышку» добавляем его имя, например, Даниил.

Помогаем ребенку тянуть игрушки (сушки, баранки) в рот — обучение самостоятельного приема пищи.

Я со своим сыном ставила эксперимент — с 4-го месяца жизни я читала Ежедневно (!) одно и то же произведение «Вот какой Рассеяный....» Через две-три недели ребёнок «помогал» мне мимикой, интонацией, лепетом заканчивать предложения.

Основания ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:

  • Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону говорящего.
  • Немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтения перед криком.
  • Однообразное гуление.
  • Отсутствие смеха.
  • Не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

Семь-восемь месяцев:

  • Возникновение подражания!!!
  • Играем в «ладушки»,
  • Нанизывание «колец на стержень».
  • Подражание голосу взрослого.
  • Лепет — как основа, но добавляются отдельные слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «да-да-да».
  • Слышны четкие звуки.
  • Из гласных чаще других используется «а» в сочетании с П, Б, М, Д, Т, К.
  • Ребенок активно повторяет слоги.

Период лепета важен — малыш подолгу упражняет свой артикуляционный аппарат, и тренирует одновременно физический и фонематический слух.

Интонации — удовольствия и неудовольствия.

Глаза ребенка следуют за глазами взрослого — рассматривайте вместе картинки, предметы и комментируйте все-все! Он не понимает? Он все прекрасно понимает!!!

Малыш начинает понимать жесты окружающих людей.

Развивается начальное ситуационное восприятие обращенной речи:
— находит глазами называемых членов семьи,
— отчетливо реагирует на чужих людей.

Это период активного интереса!!

  • Закладывается имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация.
  • С развитием словесной речи эти компоненты будут подчиняться слову, фразе.
  • Развивается самолепет.
  • Возникают эмоциональные реакции, соответствующие жестам и мимике взрослого.
  • Ребенок начинает выполнять простейшие словесные инструкции.

Девять-десять месяцев:

  • Это период модулирования лепета —- ребенок способен по подражанию говорить цепочки повторяющихся слогов.
  • Важно сейчас поощрять ребенка к лепету, он копирует Вас;
  • Развивается активное понимание — опора в этом — зрительное восприятие.
  • Ребёнок лучше ориентируется на предмет, когда слово сочетается с предметом.
  • Общение строится при помощи речи!
  • Ребенок начинает выполнять простейшие словесные инструкции, дополненные жестами.
  • Интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать со взрослыми, активно используя игрушки.

Основания ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:

  • Отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета).
  • Невыполнение простых словесных команд.
  • Отсутствие подражательных игровых действий.

Надеюсь, Вы ведёте дневник, в котором фиксируете развитие речи Вашего малыша?

Одиннадцать-двенадцать месяцев:

Завершается самый большой год работы головного мозга. И вот что уже умеют малыши:

  • Понимают обращенную к ним речь,
  • Могут выполнять простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами,
  • Ребёнок понимает и играет в «ладушки», «сорока», машет «пока-пока».
  • В это время ребенок овладевает элементарными социально-бытовыми навыками: просится на горшок, поддерживает кружку, ложку,
  • В активной речи малыша появляются первые слова, от 2-3 до 15-20 («бух» — это слово).
  • Есть дети, которые не имеют слов, но демонстрируют активное понимание.

Что же такое первые слова?

  • Это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» (каша), «пу» (капуста).
  • Это простые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов «мама, папа, баба».

Основания ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:

  • Ребенок не реагирует на свое имя.
  • Отсутствуют лепетные слова.

Если у Вас есть поводы для беспокойства, не нужно читать «форумы», где кто-то кого-то успокаивает, что где-то когда-то тоже подобное было. Если ребёнок не реагирует на имя — это повод записаться к логопеду/неврологу на консультацию. Если лепет так и не открылся — это повод записаться к логопеду/неврологу. Логопеда или невролога выбрать — решать Вам. Но к специалисту точно надо. Мозгу малыша можно помочь при условии, что не упущено время.