Третий год жизни ребёнка

Это особенный год в развитии ребёнка, ведь именно в это время происходит скачок в развитии, вызванный овладением речи. Собственно, в этом возрасте ребёнка и происходят самые большие ошибки родителей, к примеру:

  • «У моей подруги Марины ребенок только в три заговорил, и всё в полном порядке».
  • «Это у нас наследственное, все в семье мужа поздно начинали говорить».
  • «А вот на форуме мам написано, что глупо идти к логопеду в два и семь».
  • «Он всё понимает, только пока просто молчит».

Надеюсь быть полезной!

Задумайтесь

Нет смысла идти к логопеду на консультацию, если Вы ведёте «Дневник развития речи малыша», анализируете так называемые «маячки», и объективно оцениваете, что ребёнок в полноценном развитии.

Если слишком много «маячков» не совпадают, задумайтесь. Читайте правильно: ЗАДУМАЙТЕСЬ, но НЕ ПАНИКУЙТЕ.

Итак, что же мы наблюдаем на третьем году жизни:

  • малыш рассматривает картинки, в том числе и самостоятельно, без просьб и предложений со стороны взрослого;
  • малыш слушает сказку, и этот временной отрезок увеличивается до 5-10 минут,
  • малыш понимает значение «большой-маленький»,

У ребёнка появляется стремление к словотворчеству — изобретение новых слов!!! Цените эти мгновения, записывайте эти «перлы», поощряйте к говорению, не пытайтесь исправлять (сами произносите слово правильно ПАРАШЮТИКИ, и его ПАШАТЮТИКИ со временем «исчезнут». Это единственный период, когда словотворчество приветствуется. В 5 лет — это уже нарушение речи!

К трем годам возникает:

  • потребность в самостоятельности;
  • развивается самооценка.

Всё это находит воплощение и отражение в речевом развитии и речевом поведении, в выборе лексических и эмоциональных выразительных средств.

  • ребенок начинает говорить о себе В ПЕРВОМ ЛИЦЕ;
  • активный словарь ребенка = 1500 слов (не стоит сидеть с карандашом и считать все слова, однако, пусть эта цифра будет неким «маячком» для Вас: к примеру, 5 слов в три года — это точно «не говорящий ребёнок»);
  • малыш начинает использовать развернутые предложения;
  • совершенствуется грамматическая система языка;
  • к трем годам ребенок использует все части речи и строит полные развернутые грамматически оформленные предложения;
  • речь помогает в организации действий;
  • значения слов приобретают предметную отнесенность, происходит систематизация по группам (гриб-лес);
  • малыш усваивает слова-понятия: одежда, посуда, мебель в пассивной речи.

Все это готовит почву для МОНОЛОГИЧЕСКОЙ речи, развивается связное высказывание:

  • Появляются словообразовательные модели — раньше всего уменьшительно-ласкательные суффиксы (Машенька, Петенька);
  • Этап использования системы окончаний и этап усвоения служебных слов.
  • Появляются формы прошедшего времени.
  • К трем годам ребёнок вводит в речь предлоги: на, в, под, за.

Что ещё необходимо знать о том, как развивается речь:

Связная речь только начинает формироваться:

— Сначала ребенок строит короткие простые предложения,
— но затем начинает использовать и сложные предложения;

  • К концу третьего года ребенок овладевает ситуативной связной речью, то есть может рассказать о том, что видел, что узнал, что он хочет;
  • После двух лет ребенок способен воспринимать простые сказки, рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию;
  • Любят слушать одни и те же сказки, стихи;
  • После многократного прослушивания запоминают наизусть тексты и как бы читают их по книге.
  • В три года ребенок способен отгадывать простые загадки.

Звукопроизношение улучшается:

— некоторые дети к концу третьего года начинают произносить все звуки чисто,
— у большинства могут отсутствовать шипящие Ш Ж Щ Ч, которые заменяются свистящими и звуком Т,
— могут отсутствовать (совсем опускаются) звуки Л Р РЬ, или заменяется или ЛЬ или Й;
— нормой для детей 2,5 лет будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков Т Д Н К Г Х В Ф С З.

Если же к трем годам ребенок не имеет в речи твердых звуков Т Д Н С З, можно говорить о некоторой задержке его звукопроизношения.

Помним, что дети с большим запасом слов чаще упражняются в звукопроизношении и речь становится чище, так как совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слухи в результате таких самостоятельных тренировок — речь становится чистой.

Особенностью звукопроизношения в этот период — большое количество смешений.

Примерные сроки автоматизации звуков:

Т=20 дней,
ЛЬ=1 месяц,
Н=1 месяц и 8 дней,
В=2 месяца и 24 дня,
Л=2 месяца и 1 день,
С=1 месяц и 22 дня,
З=1 месяц и 24 дня,
Р=2 месяца и 11 дней,
Ш=1 месяц и 18 дней,
Ж=2 месяца и 7 дней, 
Щ=15 дней,
Ч = 2 месяца и 4 дня,
Ц=2 месяца и 4 дня.

Конечно же, это условные сроки введения звуков в речь, для каждого ребёнка — индивидуальная программа. Однако, существенное (!) отклонение — есть повод задуматься.

Что ещё важного происходит в третий год жизни ребёнка:

Появляется интерес к звуковой форме слова, «рифмотворчество»:

  • это и бесконечное повторение одного и того же слова,
  • и непрерывное манипулирование словом путем его изменения,
  • составление бессмысленных рифм и ритмов.

Это мощное средство усвоения звуковой материальной формы слов, развитие фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата. Ребенок — сам себя тренирует!!!

  • Голосовой аппарат еще не окреп, ребёнку трудно говорить шепотом, трудно произвольно менять силу голоса.
  • Речевое дыхание характеризуется укороченным слабым выдохом (1,5-2 сек).

Без полноценного фонематического слуха, то есть способностью различать все фонемы языка, ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.

Ребенок к концу второго года жизни слышит в чужой речи все фонемы русского языка, начинает замечать ошибки в произношении слов, но в собственной речи он ошибок ещё не замечает.

К концу третьего года важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного звукопроизношения.

Только тогда ребенок в состоянии овладеть нормальным произношением звуков.

Всего ребенок проходит 5 этапов по овладению полноценным фонематическим восприятием:

  1. Полностью отсутствует дифференциация звуков; отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи;
  2. Возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких. Ребенок на этой стадии слышит звуки иначе, чем мы. Произношение неправильное и искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, которые он сам произносит.
  3. Решающие изменения: ребенок начинает слышать звуки языка в соответствии с фонематическими признаками. Узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.
  4. Новые образы звуков — активная речь достигает почти полной правильности.
  5. Завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. Перестает узнавать неправильно произносимые слова. Формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Первые три этапа — раннее детство до 3-х лет, в дошкольном возрасте — последние два. 

Завершая разговор про третий год жизни ребёнка, предлагаю проанализировать развитие Вашего ребёнка и обратить особое внимание на пункты, которые могут стать основанием для БЕСПОКОЙСТВА:

  • Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Остановка может быть при нормальном развитии, но не дольше полугода после появления первых трех-пяти слов: при появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова, или искажает его, использует аморфные слова (дека — вместо девочка, пику-вместо купи, пэха — вместо хлеб).
  • Ребенок не строит из накопленных слов предложений.
  • В речи не появляются глаголы.
  • Ребенок строит предложения, но использует грубое грамматическое оформление («Аня хочет нет» — вместо «Я не хочу»).
  • Не говорит о себе в первом лице (отсутствие местоимения Я).
  • Во время речи кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
  • Малыш не понимает простые сюжетные картинки.

Если из 7 «опасных» пунктов у ребёнка Вы не наблюдаете 1, максимум 2, то не стоит «бежать» к логопеду на следующий день после Дня Рождения, но если малышу исполнилось три года, и хотя бы половина пунктов «не работают», ищите Вашего специалиста, которому будете доверять и работать в тандеме.