Про память

«Я ему говорю-говорю, а он никак не может запомнить...»

Как часто Вам приходится — пусть даже и про себя — повторять эту фразу относительно своего ребёнка? Вот и я о том…

Постараюсь простым языком написать о том, как же работает память. Сделаю это в виде тезисов, которые стоит знать.

Надеюсь быть полезной!

Тезисы про память

  • Память — это способность нашего мозга хранить информацию, а также обеспечивать доступ к ней.
  • Кратковременная память хранит небольшие объёмы информации (на телефонном аппарате набираем цифры/на другом конце провода занято/набираем ещё раз/опять занято/очень надо дозвониться/опять занято/на 5 раз набираем уже по памяти, однако через час после разговора, этот телефонный номер уже забыт).
  • Долговременная память — большие объёмы информации, сильные эмоции, воспоминания, жизненный опыт (не трогаем горячую сковороду с детства, потому что чётко помним, как это может обжечь руку и причинить боль).
  • Мозг способен обрабатывать и хранить в памяти 100 триллионов бит.
  • Виды памяти: слуховая, обонятельная, зрительная, осязательная и вкусовая.
  • Информация не хранится сама по себе, она часть какого-то контекста и связана с ассоциациями («однажды, когда мы ездили в загородный лес», «я помню запах скошенного сена в деревне, когда мне было 7 лет»).
  • Сложная информация не может сохраняться в памяти в тот момент, когда она воспринимается («дайте мне пару-тройку часов и я отвечу Вам», «мне надо переспать с полученной информацией»).
  • Чтобы воспоминание надолго сохранилось, оно должно пройти путь через краткосрочной памяти в долгосрочную. А для этого требуется повторение или внимательное и глубокое изучение информации (уроки с «детьми-молчунами» строятся на многократном повторении одних и тех же действий, поставленный звук автоматизируем в речи путём многократного повторения одних и тех же слогов/слов/словосочетаний/предложений/стихов). Отдельное спасибо родителям моих учеников, которые выполняют дома мои рекомендации!
  • Нейронные контуры, которые записывают и воспроизводят Файлы из памяти, находятся на внутренней поверхности височных долей в обоих полушариях головного мозга. Бережём ребёнка от травм головы и падений!
  • Точное строение структуры, которая обеспечивает работу долгосрочной памяти, до сих пор неизвестно. Но есть данные науки, что это те же участки, где происходит обработка сенсорных впечатлений.
  • В первые несколько лет жизни мозг ещё недостаточно развит, чтобы обрабатывать и хранить информацию (мы не помним своё рождение и первые годы жизни, если только вспышками с сильнейшими эмоциями и потрясениями: я помню себя в 2,5 года, когда меня чуть не сбила машина, помню, какие именно слова я говорила, как плакала мама, как матерился на всю улицу таксист, у которого были варианты: либо в меня, либо в столб. Благодарю таксиста за его реакцию и мою жизнь.

В старости способность к обработке новой информации часто страдает из-за физических и биохимических изменений в мозге. Старость у каждого — своя: своими поступками, питанием и образом жизни мы либо приближаем её, либо отодвигаем.